Хажуев Владимир Шамилович
Тел.: 8 (86632) 41-5-05
Фамилия, имя, отчество, |
Дни и часы приема |
Место приема |
Хажуев Владимир Шамилович - Глава Терского муниципального района, Председатель Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. №303 , тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Гетигежев Асланбек Алиевич - зам. Главы Терского муниципального района, зам. Председателя Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторник, четверг 9-00-13-00
|
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. №303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Тумова Валантина Хусейновна - председатель постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Пятница 9-00-13-00 |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. №303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Алкашев Виталий Мухамедович - председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Суббота с 9.00 до 13.00 |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. № 303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Харадуров Заурби Музракович - председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания населения Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Четверг 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы местной администрации, тел. 73-1-35 |
Чепкенчиев Нуритдин Магометович - председатель постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, суббота, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. № 303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Гедгагов Артур мухамедович – председатель постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, суббота, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. № 303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Ханиев Владимир Петрович – председатель мандатной комиссии Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Ежедневно |
Здание местной администрации Терского муниципального района каб. № 303 тел.: 41-5-05 по адресу: г. Терек, ул. Ленина,15 |
Шихаматова Саламат Умаровна – член постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. Главы сельского поселения, тел. 44-1-05 |
Дейкин Виктор Васильевич - член постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.73-3-22 |
Тумов Джамбулат Васильевич – член постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 79-1-69 |
Максидов Руслан Шуевич - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторник 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 95-3-30 |
Хамов Анзор Азматгериевич - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.:71-1-35 |
Мешеев Анзор Михайлович - член постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Суббота, вторник, с 9.00 до 14.00 |
Здание местной администрации с.п. Тамбовское,
каб. главы сельского поселения, тел.:77-2-19 |
Таучев Амурбек Лалушкович - член постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Суббота с 9.00 до 12.00, среда с 14.00 до 17.00 |
Здание местной администрации с.п. Арик,
каб. главы сельского поселения, тел.:72-3-10 |
Ардавов Хазрет Хусейнович - член постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания |
Ежедневно |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.73-3-22 |
Куашев Владимир Батиевич - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, воскресенье, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации с.п. Инаркой, каб. главы сельского поселения, тел. 74-3-37 по адресу: с.п. Инаркой, ул. Дышекова,10 |
Лукожев Владислав Аслангериевич - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, воскресенье, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, по адресу: с.п. В-Курп, ул. Ленина,1 |
Ашижев Хапаго Назрунович - член постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, |
Кампаров Беслан Русланович - член постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации с.п. Тамбовское,
каб. главы сельского поселения, тел.:77-2-19 |
Шогемуков Мухамед Гидович – член постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания |
Вторник, четверг, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 75-6-43 |
Атов Анзхор Анатольевич - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. зам. главы местной администрации, |
Ханиев Заурбек Суханбекович - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, воскресенье, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 77-4-46 |
Ансоков Руслан Ауесович - член постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, суббота, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.:71-1-35 |
Шинтукова Лариса Мухадиновна - член постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации с.п. Арик,
каб. главы сельского поселения, тел.:72-3-10 |
Болова Эльвира Мухамедовна - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 75-6-43 |
Мирзоева Зурьят Рамазановна - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторник 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 73-1-23 |
Максидов Аслан Анатольевич - член постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Суббота, вторник, с 9.00 до 12.00 |
Здание местной администрации
каб. зам. главы местной администрации, |
Дадов Юрий Хамитович - член постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 77-4-46 |
Маремуков Мухарби Витальевич - член постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания |
Первая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. зам. главы сельского поселения, тел.: 73-6-46 |
Сохов Анзор Хачимович - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда, суббота, с 9.00 до 12.0 |
Здание местной администрации
каб. главы сельского поселения, тел.: 95-3-30 |
Аксоров Пшимирза Калимбекович - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Суббота с 9.00 до 12.00, четверг с 14.00 до 16.00 |
Здание местной администрации
каб. зам. главы сельского поселения, тел.: 72-8-10
|
Хупов Хамид Фицович - член постоянной депутатской комиссии по вопросам промышлености, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания |
Первая суббота месяца 9-00-13-009-00-13-00 |
Здание местной администрации с.п. Инаркой, каб. главы сельского поселения, тел. 74-3-37 по адресу: с.п. Инаркой, ул. Дышекова,10 |
Алагиров Арсен Мадинович - член постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Ежедневно |
Здание местной администрации
каб. главы местной администрации, тел.: 71-7-40 |
Сокуров Хусейн Алиевич - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Вторая суббота месяца 9-00-13-00 |
Здание местной администрации
каб. главы местной администрации, тел.: 71-7-40
|
Керимов Артем Владимирович - член постоянной депутатской комиссии по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию Совета местного самоуправления Терского муниципального района |
Среда с 8.00 до 12.00, суббота с 9.00 до 12.00
|
Здание местной администрации
каб. зам. главы сельского поселения, тел.: 73-6-46 |
Состав
постоянных депутатских комиссий Совета местного самоуправления
Терского муниципального района КБР 6 созыва (2016-2021гг.)
Постоянная депутатская комиссии по социальным вопросам
1.Тумова Валентина Хусейновна - председатель комиссии
2.Шихаматова Саламат Умаровна
3.Алкашев Виталий Мухамедович
4.Мешев Анзор Михайлович
5.Ашижев Хапаго Назрунович
6.Максидов Аслан Анатольевич
7.Ансоков Руслан Ауесович
Постоянная депутатская комиссия по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли
1. Алкашев Виталий Мухамедович - председатель комиссии
2. Дейкин Виктор Васильевич
3. Таучев Амурбек Лалушкович
4. Кампаров Беслан Русланович
5. Шинтукова Лариса Мухадиновна
6. Дадов Юрий Хамитович
7. Маремуков Мухарбий Витальевич
Постоянная мандатная комиссия
1. Ханиев Владимир Петрович - председатель комиссии
2. Шинтукова Лариса Мухадиновна
3. Аксоров Пшимирза Калимбекович
Постоянная депутатская комиссия по вопросам промышленности, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания населения
4. Харадуров Заурби Музракович - председатель комиссии
5. Тумов Джамбулат Васильевич
6. Ардавов Хазрет Хусейнович
7. Шогемуков Мухамед Гидович
8. Ханиев Владимир Петрович
9. Маремуков Мухарби Витальевич
10. Хупов Хамид Фицович
Постоянная депутатская комиссия по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека
1. Чепкенчиев Нуритдин Магометович - председатель комиссии
2. Харадуров Заурби Музракович
3. Максидов Руслан Шуевич
4. Атов Анзор Анатольевич
5. Болова Эльвира Мухамедовна
6. Сохов Анзор Хачимович
7. Куашев Владимир Батиевич
8. Алагиров Арсен Мадинович
Постоянная депутатская комиссия по аграрным вопросам, природным ресурсам и природопользованию
1. Гедгагов Артур Мухамедович - председатель комиссии
2. Хамов Анзор Азматгериевич
3. Лукожев Владислав Аслангериевич
4. Ханиев Заурбек Суханбиевич
5. Мирзоева Зурьят Рамазановна
6. Керимов Артем Владимирович
7. Аксоров Пшимирза Калимбекович
Состав Президиума
Совета местного самоуправления
Терского муниципального района КБР
1. Хажуев В.Ш. - председатель Совета местного самоуправления Терского муниципального района
2. Гетигежев А. А. - заместитель председателя Совета местного самоуправления
3. Ханиев В.П. - председатель мандатной комиссии
4. Тумова В.Х. - председатель постоянной комиссии по социальным вопросам
5. Алкашев В.М. - председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам экономики, финансов, муниципальной собственности, предпринимательства и торговли
6. Харадуров З.М. - председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам промышленности, строительства, транспорта, связи и жилищно-коммунального обслуживания населения.
7. Чепкенчиев Н.М. - председатель постоянной депутатской комиссии по обеспечению законности, правопорядка, безопасности и правам человека.
Принят
Решением 39-ой сессии 6-го созыва
Совета местного самоуправления
Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
от «27» января 2020 года №221
УСТАВ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 1. Местное самоуправление
Местное самоуправление в Терском муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Кабардино-Балкарской Республики, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2. Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Устава используются следующие основные термины и понятия:
«Федеральный закон № 131-ФЗ» - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
«Устав» - Устав Терского муниципального района;
«Терский район», «муниципальный район» - Терский муниципальный район;
«районный», «муниципальный», «местный» - относящийся к Терскому муниципальному району;
«республиканский» - относящийся к Кабардино-Балкарской Республике;
«федеральный» - относящийся к Российской Федерации;
«вопросы местного значения» - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения Терского муниципального района, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
«органы местного самоуправления» - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального района органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
«представительный орган местного самоуправления» - Совет местного самоуправления Терского муниципального района (также - Совет Терского муниципального района, Совет);
«член выборного органа местного самоуправления» - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального района);
«выборное должностное лицо местного самоуправления» - должностное лицо местного самоуправления, избираемое представительным органом муниципального района из своего состава и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
«административный центр Терского муниципального района» - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики находится представительный орган муниципального района;
«депутат» - депутат Совета местного самоуправления Терского муниципального района;
«состав Совета» - установленная Уставом численность депутатов Совета местного самоуправления Терского муниципального района;
«глава Терского района» - глава Терского муниципального района;
«исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления» - местная администрация Терского муниципального района;
«глава местной администрации» - глава местной администрации Терского муниципального района;
«избирательная комиссия» - Терского муниципального района;
«лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, председатель контрольно-счетного органа муниципального района, член избирательной комиссии муниципального района, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе;
«депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального района» - председатель представительного органа муниципального района, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального район в соответствии с уставом муниципального район;
«муниципальный правовой акт» - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики, принятое населением муниципального района, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального района, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
2. Термин «законодательство» в Уставе относится только к федеральным и республиканским нормативным правовым актам, принятым в форме законов, и не подразумевает нормативные акты другого вида.
3. В системе органов местного самоуправления Терского муниципального района официальное толкование принятых (установленных) норм муниципальных правовых актов, терминов и понятий вправе давать только Совет местного самоуправления Терского муниципального района в порядке, установленном регламентом Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
Статья 3. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Конституция Кабардино-Балкарской Республики, законы и иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статья 4. Статус и наименование Терского муниципального района
1. Терский муниципальный район является муниципальным образованием, обладающим статусом муниципального района в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике».
2. В гражданских правоотношениях Терский муниципальный район выступает на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
3. От имени Терского муниципального района органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом.
4. Официальное полное наименование муниципального района - Терский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики.
Сокращенное наименование муниципального района - Терский муниципальный район.
Использование сокращенной формы предусматривается наравне с официальным полным наименованием в официальных символах муниципального района, наименованиях органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 5. Территория Терского муниципального района
1. Границы Терского муниципального района определены Законом Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 № 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике».
2. Терский муниципальный район входит в состав Кабардино-Балкарской Республики.
3. В состав Терского района входят следующие поселения:
1) городское поселение Терек;
2) сельское поселение Арик;
3) сельское поселение Белоглинское;
4) сельское поселение Верхний Акбаш;
5) сельское поселение Верхний Курп;
6) сельское поселение Дейское;
7) сельское поселение Джулат;
8) сельское поселение Инаркой;
9) сельское поселение Интернациональное;
10) сельское поселение Красноармейское;
11) сельское поселение Ново-Хамидие;
12) сельское поселение Новая Балкария;
13) сельское поселение Нижний Курп;
14) сельское поселение Плановское;
15) сельское поселение Терекское;
16) сельское поселение Тамбовское;
17) сельское поселение Урожайное;
18) сельское поселение Хамидие.
4. Территории поселений, а также прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли, независимо от форм собственности и целевого назначения, являются составной частью территории Терского муниципального района.
5. В состав Терского муниципального района входят «27» населенных пунктов:
1) город Терек;
2) село Дейское;
3) село Нижний Курп;
4) село Джулат;
5) село Терекское;
6) село Малый Терек;
7) село Урожайное;
8) село Новая Балкария;
9) поселок Шикулей;
10) село Плановское;
11) село Верхний Акбаш;
12) село Заводское;
13) село Хамидие;
14) село Ново Хамидие;
15) поселок Акведук;
16) село Верхний Курп;
17) село Арик;
18) село Псынашхо;
19) село Инаркой;
20) село Красноармейское;
21) село Опытное;
22) село Куян;
23) село Белоглинское;
24) село Тамбовское;
25) село Нижний Акбаш;
26) село Интернациональное;
27) дорожный разъезд Урух.
6. Изменение границ, преобразование Терского муниципального района производятся в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 6. Земли Терского муниципального района
1. В соответствии с основным целевым назначением все земли района подразделяются на:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Отнесение земель к указанным выше категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением их целевого назначения и осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 7. Право жителей Терского муниципального района на осуществление местного самоуправления
1. Граждане, проживающие на территории Терского муниципального района, осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
2. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории Терского муниципального района, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Статья 8. Официальная символика Терского муниципального района
1. Терский муниципальный район в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе установить официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
2. Официальные символы Терского муниципального района и порядок официального использования указанных символов устанавливаются решениями Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
3. Официальные символы Терского муниципального района подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 9. Почетные звания и награды Терского муниципального района
1. За выдающиеся заслуги перед районом и его жителями, активное участие в государственной и общественной деятельности, за большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие Терского муниципального района, а также в знак уважения гражданам Российской Федерации может присваиваться звание «Почетный гражданин Терского муниципального района».
2. За значительные заслуги перед районным сообществом, а также признанные достижения в различных областях деятельности, способствующие развитию района, коллективы предприятий, организаций и учреждений, жители района, а также другие граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть награждены Почетной грамотой Терского муниципального района.
3. Порядок присвоения звания «Почетный гражданин Терского муниципального района» и порядок награждения Почетной грамотой Терского муниципального района устанавливаются соответствующими положениями, утверждаемыми решением Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
Глава 2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Статья 10. Вопросы местного значения Терского муниципального района
1. В ведении Терского района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Терского района федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.
2. К вопросам местного значения Терского района относятся:
1) составление и рассмотрение проекта местного бюджета Терского района, утверждение и исполнение местного бюджета Терского района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета Терского района;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Терского района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Терского района;
4) организация в границах Терского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Терского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Терского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Терского района;
7) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Терского района;
8) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Терского района, реализацию прав коренных народов и национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Терского района;
10) организация охраны общественного порядка на территории Терского района муниципальной милицией;
11) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке Терского района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
12) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником указанной должности;
13) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
14) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
15) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории Терского района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
16) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Терского района;
17) утверждение схем территориального планирования Терского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Терского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Терского района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Терского района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведение в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;
18) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Терского района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории Терского района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
19) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
20) содержание на территории Терского района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
21) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Терского района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
22) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
23) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Терского района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
24) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав Терского района;
25) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Терского района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Терского района;
26) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Терского района, за счет средств бюджета Терского района;
27) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Терского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
28) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Терского района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
29) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории Терского района;
30) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
31) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
32) обеспечение условий для развития на территории Терского района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Терского района;
33) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
34) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
35) осуществление муниципального лесного контроля;
36) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд Терского района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
37) осуществление мер по противодействию коррупции в границах Терского района;
38) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории Терского района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
39) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района;
40) организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории;
3. Органы местного самоуправления Терского района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Терского района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Терского района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет Терского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления Терского района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Терского района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Терского района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется решением Совета местного самоуправления Терского района.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления Терского муниципального района по решению вопросов местного значения
1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Терского муниципального района обладают следующими полномочиями:
1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального района;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) организация теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
6) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
7) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ Терского муниципального района, преобразования Терского муниципального района;
9) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы Терского муниципального района, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального района официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального района, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
13) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального района, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;
14) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд, в границах муниципального района, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
15) иными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики, Уставом муниципального района.
2. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления Терского муниципального района самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления Терского муниципального района органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального район не допускается.
Статья 12. Муниципальный контроль
1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Кабардино-Балкарской Республики.
2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 13. Права органов местного самоуправления Терского муниципального района по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района
1. Органы местного самоуправления Терского муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
3) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
4) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
5) создание условий для развития туризма;
6) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
7) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;
9) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами;
10) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
11) оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
12) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Статья 14. Осуществление органами местного самоуправления Терского муниципального района отдельных государственных полномочий
1. Полномочия органов местного самоуправления Терского муниципального района, установленные федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления Терского муниципального района.
2. Исполнение органами местного самоуправления Терского муниципального района отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 19, 20, 21 Федерального закона № 131-ФЗ.
Глава 3. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 15. Формы прямого волеизъявления населения Терского муниципального района в осуществлении местного самоуправления
1. Население Терского муниципального района участвует в местном самоуправлении как непосредственно (путем прямого волеизъявления), так и через выборные органы местного самоуправления.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
3. Право населения Терского муниципального района на участие в местном самоуправлении реализуется в следующих формах:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ Терского муниципального района, преобразования Терского муниципального района;
4) правотворческая инициатива граждан;
5) публичные слушания, общественные обсуждения;
6) территориальное общественное самоуправление;
7) собрание граждан;
8) конференция граждан (собрание делегатов);
9) опрос граждан;
10) обращение граждан в органы местного самоуправления;
11) другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении в соответствии с действующим законодательством.
4. Порядок реализации права населения Терского муниципального района на участие в осуществлении местного самоуправления определяется федеральными законами, законами Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Уставом.
Статья 16. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального района.
3. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Терского муниципального района. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
5. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2004 № 35-РЗ «О местном референдуме».
6. Решение о назначении местного референдума принимается Советом местного самоуправления Терского муниципального района:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Совета местного самоуправления Терского муниципального района и главы местной администрации Терского муниципального района, выдвинутой ими совместно.
7. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, является сбор подписей в поддержку данной инициативы. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Кабардино-Балкарской Республики.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального района и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального района и главы местной администрации.
8. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов Совета местного самоуправления Терского муниципального района и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств района;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения района.
9. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
10. Вопросы местного референдума не должны противоречить федеральному и республиканскому законодательству.
11. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
12. Совет местного самоуправления Терского муниципального района вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законов Кабардино-Балкарской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
13. Референдум не назначается и не проводится в случаях, установленных действующим законодательством.
14. Совет местного самоуправления Терского муниципального района обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Совет местного самоуправления Терского муниципального района документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае если местный референдум не назначен Советом местного самоуправления Терского муниципального района в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы Терского муниципального района, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики или прокурора Кабардино-Балкарской Республики.
Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией Терского муниципального района, а обеспечение его проведения осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
15. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
16. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Терского муниципального района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
17. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения Терского района, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме путем прямого волеизъявления населения Терского района, является основанием для досрочного прекращения полномочий главы Терского муниципального района, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
18. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором Терского района, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
Статья 17. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
2. Участие в выборах является свободным, выборы проводятся гласно.
3. Гражданам Российской Федерации гарантируются равные возможности участия в выборах.
4. Муниципальные выборы назначаются Советом местного самоуправления Терского муниципального района.
В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией Терского муниципального района или судом.
5. Решение Совета местного самоуправления Терского муниципального района о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
6. Гарантии избирательных прав граждан, а также порядок подготовки и проведения выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законами Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2003 № 74-РЗ «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления» и от 16.12.2014 № 68-РЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований».
7. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Статья 18. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Голосование по отзыву депутата Совета местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Терского района проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2004 № 35-РЗ «О местном референдуме», с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
2. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутата Совета местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Терского района в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального района замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
4. Процедура отзыва должна обеспечивать отзываемому лицу возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
5. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления Терского района считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в Терском муниципальном районе.
6. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Терского района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 19. Голосование при изменении границ и преобразовании Терского муниципального района
1. В целях получения согласия населения при изменении границ Терского района, преобразовании Терского района проводится голосование по вопросам изменения границ Терского района, преобразования района, которое назначается Советом местного самоуправления Терского муниципального района и проводится в порядке, установленном федеральным законом и законом Кабардино-Балкарской Республики для проведения местного референдума.
2. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района проводится на всей территории района и территории соответствующего муниципального район.
3. Голосование по вопросам изменения границ района, преобразования района считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей района или его части, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ района, преобразование района считается полученным, если за указанные изменения, преобразования проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей района или его части.
4. Итоги голосования по вопросам изменения границ района, преобразования района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 20. Правотворческая инициатива
1. Население Терского района имеет право на проявление народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
4. Представители инициативной группы граждан вправе изложить свою позицию при рассмотрении указанного проекта муниципального правового акта.
5. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Совета местного самоуправления Терского муниципального района, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
6. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
7. В целях обеспечения эффективного участия органов прокуратуры в нормотворческой деятельности, а также исключения коррупциогенных факторов и противоречий федеральному и республиканскому законодательству в правовых актах Совета местного самоуправления Терского муниципального района с правотворческой инициативой может выступить прокурор района.
Статья 21. Публичные слушания, общественные обсуждения
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района Советом, главой Терского района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета, главы Терского района или главы местной администрации.
3. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета, назначаются Советом, и публичные слушания, проводимые по инициативе главы Терского района или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, назначаются главой Терского района.
4. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава Терского района, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда в Устав Терского района вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики или законов Кабардино-Балкарской Республики в целях приведения Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета Терского района и отчет о его исполнении;
3) проект стратегии социально-экономического развития Терского района;
4) вопросы о преобразовании Терского района, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ для преобразования Терского района требуется получение согласия населения Терского района, выраженного путем голосования.
5. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Совета местного самоуправления Терского муниципального района с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
6. С инициативой проведения публичных слушаний может выступить инициативная группа в составе не менее 50 жителей Терского муниципального района, обладающих избирательным правом. В поддержку инициативы проведения публичных слушаний инициативная группа представляет в Совет подписи не менее 3 процентов жителей Терского муниципального района, обладающих избирательным правом.
В ходатайстве инициативной группы о проведении публичных слушаний должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, вопрос, выносимый на публичные слушания, обоснование необходимости проведения публичных слушаний, предлагаемый состав выступающих на публичных слушаниях. К ходатайству прилагаются проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, информационные и аналитические материалы, относящиеся к теме публичных слушаний.
7. Вопрос о назначении публичных слушаний должен быть рассмотрен Советом не позднее чем через 30 календарных дней со дня поступления ходатайства инициативной группы.
В случае принятия Советом решения об отказе в назначении публичных слушаний данное решение направляется членам инициативной группы в течение 15 календарных дней со дня его принятия. В решении должны быть указаны причины отказа в проведении публичных слушаний.
8. Решение Совета местного самоуправления, постановление главы Терского муниципального района о назначении публичных слушаний с указанием времени и места проведения публичных слушаний, а также проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, не позднее чем за 15 календарных дней до дня проведения публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
9. Орган местного самоуправления, принявший решение о назначении публичных слушаний, определяет выступающих на публичных слушаниях с учетом предложений, поступивших от населения. Участникам публичных слушаний обеспечивается возможность высказать свое мнение по проекту муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания.
10. На публичных слушаниях председательствует глава Терского муниципального района либо иное лицо, определяемое органом местного самоуправления, назначившим публичные слушания. Председательствующий подписывает протокол публичных слушаний.
11. О результатах публичных слушаний составляется заключение, подписываемое главой Терского муниципального района. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через 30 календарных дней со дня окончания публичных слушаний.
12. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам в части, не урегулированной настоящим Уставом, может устанавливаться решением Совета местного самоуправления Терского района.
Статья 22. Собрания граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Терского муниципального района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрания граждан проводятся по инициативе населения, Совета местного самоуправления Терского района, главы Терского района, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе Совета местного самоуправления Терского района или главы Терского района, назначается соответственно Советом местного самоуправления Терского района или главой Терского района.
4. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Советом местного самоуправления Терского района в порядке, установленном уставом Совета местного самоуправления Терского района.
5. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
6. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращении вопросов, с направлением письменного ответа.
7. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются решением Совета местного самоуправления Терского района.
8. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 23. Конференции граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных решениями Совета местного самоуправления Терского района, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется решением Совета местного самоуправления Терского района.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 24. Опрос граждан
1. Для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти на всей территории района или на части его территории может проводиться опрос граждан.
2. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета местного самоуправления Терского района в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2016 № 10-РЗ «О порядке назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального район».
3. В опросе граждан имеют право участвовать жители района, обладающие избирательным правом.
4. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета местного самоуправления Терского района, главы Терского района - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель района для объектов регионального и межрегионального значения.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом местного самоуправления Терского района.
В решении Совета местного самоуправления Терского района о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей района, участвующих в опросе.
6. Жители района должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до даты его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан по инициативе органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета Терского района.
8. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Статья 25. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
Граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Кабардино-Балкарской Республики и законам Кабардино-Балкарской Республики.
Глава 4. СТРУКТУРА, НАИМЕНОВАНИЕ, ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 27. Структура органов местного самоуправления Терского муниципального района
1. Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган Терского района - Совет местного самоуправления Терского муниципального района;
2) высшее должностное лицо Терского района - глава Терского муниципального района;
3) исполнительно-распорядительный орган Терского района - местная администрация Терского муниципального района;
4) контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата Терского муниципального района.
2. Совет местного самоуправления Терского муниципального района, глава Терского муниципального района и местная администрация Терского муниципального района, Контрольно-счетная палата Терского муниципального района действуют от имени и в интересах всего населения Терского района в качестве органов местного самоуправления.
3. Глава местной администрации Терского района, местная администрация Терского района от имени Терского муниципального района приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности, выступают в суде без доверенности.
4. Органы местного самоуправления Терского муниципального района не входят в систему органов государственной власти.
5. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ.
6. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.
7. Решение Совета об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Совета, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
8. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета Терского района.
Статья 28. Совет местного самоуправления Терского муниципального района
1. Совет Терского муниципального района является представительным органом Терского муниципального района. Совет Терского муниципального района подотчетен и подконтролен населению.
2. Срок полномочий Совета местного самоуправления Терского муниципального района составляет 5 (пять) лет.
3. Совет местного самоуправления Терского муниципального района обладает правами юридического лица.
4. Совет местного самоуправления Терского муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав Терского муниципального района, и 1 (одного) депутата Совета местного самоуправления от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, делегированного Советом местного самоуправления поселений из своего состава.
5. Численность депутатов Совета местного самоуправления Терского муниципального района составляет 36 человек.
6. Совет местного самоуправления Терского муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
7. Полномочия Совета местного самоуправления Терского муниципального района, действовавшего на день назначения выборов, прекращаются с момента открытия первого заседания вновь избранного правомочного Совета местного самоуправления Терского муниципального района, которое проводится не позднее чем на 15 день после дня опубликования постановления Терской территориальной избирательной комиссии о результатах выборов.
8. Расходы на обеспечение деятельности Совета местного самоуправления Терского муниципального района предусматриваются в местном бюджете Терского муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение Советом местного самоуправления Терского муниципального района или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета Терского муниципального района в процессе его исполнения не допускается, за исключением средств местного бюджета Терского муниципального района, направляемых на обеспечение деятельности Совета местного самоуправления Терского муниципального района и депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Статья 29. Полномочия Совета местного самоуправления Терского муниципального района
1. К исключительной компетенции Совета местного самоуправления Терского муниципального района относится:
1) принятие Устава Терского муниципального района, внесение в него изменений и (или) дополнений;
2) принятие решения о проведении местного референдума, о проведении публичных слушаний, конференций и опросов граждан в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
3) принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ Терского муниципального района, а также с преобразованием Терского муниципального района;
4) утверждение структуры и положения о местной администрации Терского муниципального района, положений структурных подразделений местной администрации Терского муниципального района, наделенных правами юридического лица, по представлению главы местной администрации Терского муниципального района;
5) утверждение условий контракта для главы местной администрации Терского муниципального района (в части, касающейся осуществления полномочий по вопросам местного значения), порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации Терского муниципального района, а также общего числа членов конкурсной комиссии;
6) принятие решения о назначении лица на должность главы местной администрации по результатам проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации;
7) установление порядка прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления Терского муниципального района;
8) утверждение структуры и положения о Контрольно-счетной палате Терского муниципального района по представлению председателя Контрольно-счетной палаты;
9) внесение в Парламент Кабардино-Балкарской Республики проектов законов Кабардино-Балкарской Республики в порядке законодательной инициативы;
10) утверждение местного бюджета Терского муниципального района и отчета о его исполнении;
11) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
12) утверждение стратегии социально-экономического развития Терского муниципального района;
13) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Терского муниципального района;
14) определение порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в порядке, установленном федеральным законодательством;
15) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений и предприятий, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
16) определение в соответствии с земельным законодательством порядка резервирования и изъятия земельных участков;
17) установление порядка привлечения заемных средств;
18) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Терского муниципального района;
19) определение порядка участия Терского муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества;
20) контроль за исполнением органами местного самоуправления Терского муниципального района и должностными лицами местного самоуправления Терского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения;
21) принятие решения об удалении главы Терского муниципального района в отставку;
22) утверждение регламента Совета местного самоуправления Терского
муниципального района;
23) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета местного самоуправления Терского муниципального района в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Уставом.
2. Совет местного самоуправления Терского муниципального района самостоятельно определяет свою структуру, формы организации и правила организационно-технического обеспечения своей работы в соответствии с регламентом Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
3. Совет местного самоуправления Терского муниципального района заслушивает ежегодные отчеты о результатах деятельности: главы Терского муниципального района, главы местной администрации, местной администрации и подведомственных ей отраслевых подразделений, председателя контрольно-счетного органа Терского муниципального района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом местного самоуправления Терского муниципального района на заседаниях Совета местного самоуправления Терского муниципального района.
4. Порядок представления и заслушивания Советом местного самоуправления Терского муниципального района ежегодных отчетов главы Терского муниципального района, главы местной администрации Терского района о результатах своей деятельности, деятельно